Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда.
НАЛИЧИЕ ОБОРУДОВАННЫХ УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ, ОБЪЕКТОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ, БИБЛИОТЕКИ, ОБЪЕКТОВ СПОРТА, СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ, ПРИСПОСОБЛЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В МБДОУ «Первомайский детский сад» и его филиалах создана материально-техническая база для жизнеобеспечения и развития детей, ведется систематически работа по созданию предметно-развивающей среды. Материально-технические условия позволяют обеспечить достаточный уровень всестороннего развития детей дошкольного возраста, а также лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Наличие оборудованных учебных кабинетов МБДОУ «Первомайский детский сад»:
-3 кабинета педагога-психолога, предназначенные для организации индивидуальной и подгрупповой работы с детьми по коррекции познавательной, личностной, эмоционально-волевой сферы, имеющие оборудование, предназначенное для снятия эмоционального напряжения, развития зрительно-тактильного восприятия, развития мелкой моторики и психических процессов;
-5 кабинетов учителя-логопеда, оборудованные методической литературой, дидактическими пособиями для организации индивидуальных и подгрупповых коррекционных логопедических занятий с детьми, консультирования родителей; инструментами для постановки звуков (логопедические зонды);
-3 методических кабинета, предназначенных для оказания методической помощи педагогам, организации консультаций, педсоветов, семинаров и других форм повышения педагогического мастерства и оборудованных дидактическими и методическими материалами для организации работы с детьми по различным направлениям.
Наличие объектов для проведения практических занятий МБДОУ «Первомайский детский сад»:
-28 групповых блоков, оборудованных в соответствии с возрастными особенностями развития детей для решения образовательных задач и организации всех видов детской деятельности, оснащенных мебелью, игровым оборудованием, игрушками, детской художественной литературой, материалами для организации продуктивной и творческой деятельности;
-3 музыкальных зала, предназначенные для организации работы по музыкально-творческому развитию детей, проведения праздников, развлечений, оборудованных музыкальными инструментами, соответствующей техникой, костюмерной с костюмами;
-изостудия, предназначенная для организации художественно-эстетической деятельности, способствующей формированию у детей эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности;
Библиотечный фонд МБДОУ «Первомайский детский сад»:
Методическая литература: 380 экземпляра;
Детская художественная литература: 450 экземпляров.
Для обеспечения педагогического процесса приобретена методическая и познавательная литература, игры и пособия, осуществлена подписка на периодические издания.
Объекты спорта МБДОУ «Первомайский детский сад»
-3 физкультурных зала для организации физического развития детей, формирования двигательных навыков, развития двигательной активности детей, оснащенные физкультурным оборудованием и атрибутами для организации подвижных игр;
-физкультурные площадки для организации образовательной деятельности по физическому развитию на воздухе;
-28 площадок для организации прогулок с детьми, оснащенных теневыми навесами, игровым оборудованием;
— 1 бассейн для организации занятий по обучению детей плаванию.
Все кабинеты оформлены. Оборудованы групповые комнаты, включающие игровую, познавательную, обеденную зоны. Группы постепенно пополняются современными информационными стендами, современным оборудованием: игровым, для организации познавательно-исследовательской деятельности, для восприятия художественной литературы и фольклора, для элементарного бытового труда, для конструирования из разного материала, для изобразительной, музыкальной и двигательной деятельности.
Предметная среда всех помещений оптимально насыщена (выдержана мера «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности), представляет собой «поисковое поле» для ребенка, стимулирующее процесс его развития и саморазвития, социализации и коррекции. В ДОУ не только уютно, красиво, удобно и комфортно детям, созданная развивающая среда открывает нашим воспитанникам весь спектр возможностей, направляет усилия детей на эффективное использование отдельных ее элементов.
Развивающая среда построена на следующих принципах:
1) насыщенности;
2) трансформируемости;
3) полифункциональности;
4) вариативности;
5) доступности;
6) безопасности.
Таким образом, в детском саду созданы необходимые условия для организации образовательного процесса и всестороннего развития личности дошкольников, а также лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Предметно-развивающая среда обеспечивает возможность организации разнообразных видов детской деятельности по интересам, однако необходимо и дальше пополнять среду развивающим материалом, пособиями, оборудованием.
Средства обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Средства обучения подразделяются на следующие виды:
- печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т. д.)
- электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т. д.)
- аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях).
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски).
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные).
- спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. д.).
В дошкольном учреждении имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников:
- интерактивная доска с комплектом программного обеспечения;
- мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук); переносная мультимедийная установка;
- музыкальные центры (музыкальный, спортивные залы);
- магнитофоны (в каждой возрастной группе)
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
В МБДОУ «Первомайский детский сад» для организации воспитательно-образовательного процесса с детьми, в том числе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы).
Электронные образовательные и информационные ресурсы
В рамках образовательного процесса осуществляется доступ воспитанников к образовательным ресурсам сети Интернет под руководством педагога, проводящего занятие. Доступ воспитанников к электронным образовательным ресурсам сети Интернет без присутствия педагога исключён.
В МБДОУ «Первомайский детский сад» наличие общежития не предусмотрено.
Специальные условия для получения образования инвалидами и детей с ограниченными возможностями здоровья
Одно из направлений работы детского сада – это комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, направленное на обеспечение условий для удовлетворения потребности личности ребёнка, его социализацию в среду здоровых сверстников, интересы и запросы родителей. Задачи детского сада в этой работе: развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных возможностей); проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми; оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка.
В ДОУ разработана психолого-медико-педагогическая модель сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ, в основе которой лежит непрерывная коррекционно-развивающая работа.
На данный момент в учреждении разработаны:
— адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ОВЗ;
— на каждого ребенка с ОВЗ разработан индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут в соответствии с его индивидуальными и возрастными особенностями.
Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность. Поэтому одним из немаловажных условий является широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы с детьми: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
Также в работе используются методы и приёмы, направленные на формирование активной позиции у самого ребёнка. Взаимодействие с ним, а не воздействие на него становится основным принципом его развития. Мы обеспечиваем детям постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру.
Качественное предоставление образовательной услуги и создание оптимальных условий для детей с ОВЗ невозможно представить без участия родителей. Роль родителя незаменима: он лучше других знает своего ребёнка, знаком с его поведением в различных ситуациях, имеет с ним эмоциональную связь, которая облегчает понимание. Именно родитель является лучшим «экспертом» по своему ребёнку. Сопровождая ребёнка в его созревании и сотрудничая со специалистами, родитель часто становится главным координатором в оказании помощи ребёнку. Основой сотрудничества родителей и специалистов становится сосредоточение внимания на общих целях и выполнение задач при взаимной поддержке. Взаимодействие с семьёй в целом, а не только с ребёнком, является важным условием успешной работы команды педагогов и родителей. Во время работы с семьёй важно учитывать индивидуальные особенности каждого участника взаимодействия: ребёнка, родителя, близкого взрослого.
На базе филиала «Дружба» МБДОУ «Первомайский детский сад» функционирует Консультационный центр по оказанию методической, диагностической и консультативной помощи семьям, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования. Такая форма работы особенно важна для семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ОВЗ, так как дает им возможность получить наиболее полную информацию по интересующим их проблемам и научиться навыкам совместных действий. После проведенных консультаций родители дают положительную оценку работе Консультационного центра, отмечают его важность в выработке единых требований при воспитании ребенка со стороны всех членов семьи, придают высокое значение полученным знаниям для формирования их педагогической культуры.
На базе филиала «Дружба» МБДОУ «Первомайский детский сад» открыта группа кратковременного пребывания «Лекотека» для оказания комплекса услуг семьям и детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам. Основной целью работы является обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности детей и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям).
Основные задачи деятельности:
- обеспечение доступности дошкольного образования;
- психолого-педагогическое обследование детей от 2 месяцев до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (с письменного согласия родителей (законных представителей));
- разработка и реализация индивидуально-ориентированной программы работы с семьей, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей ребенка;
- проведение профилактических и коррекционных индивидуальных и групповых занятий с детьми и родителями (законными представителями);
- обучение родителей (законных представителей) и воспитателей методам игрового взаимодействия с детьми;
- подбор индивидуальных техник формирования предпосылок учебной деятельности ребенка;
- помощь родителям (законным представителям) в подборе соответствующих средств общения с ребенком;
- оказание психологической консультативной помощи семьям, посещающим Лекотеку на базе образовательного учреждения.
Достижение цели и задач происходит в условиях индивидуальных и фронтальных занятий командой специалистов, в которую включены: педагог-психолог, учитель-логопед, руководитель структурного подразделения.
С целью создания оптимальных условий для успешной реализации образовательных программ дошкольного образования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, созданы необходимые условия для профессионального роста сотрудников: составлен план повышения квалификации педагогических работников, план аттестации педагогических кадров. Ежегодно педагоги повышают уровень своего профессионального мастерства посредством самообразования, участия в работе методических объединений.
Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Территория, прилегающая к зданию МБДОУ «Первомайский детский сад» и его филиалов условно доступна для всех категорий инвалидов. Вход в здание МБДОУ «Первомайский детский сад» и его филиалов условно доступен. Установлены наружные пандусу для беспрепятственного прохождения детей-инвалидов в здание детского сада, имеются вывески с названием организации, выполненные шрифтом Брайля, для слепых и слабовидящих категорий граждан. Здания оборудованы кнопкой вызова работника дошкольного учреждения. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлен сопровождающий.