Материально-техническое обеспечение

В МБДОУ «Первомайский детский сад» и его филиалах создана материально-техническая база для жизнеобеспечения и развития детей, ведется систематически работа по созданию предметно-развивающей среды. Основное здание и филиалы имеют центральное отопление, канализацию, сантехническое оборудование в удовлетворительном состоянии.

Состояние развивающей предметно-пространственной среды в МБДОУ «Первомайский детский сад» и его филиалах соответствует санитарным нормам и правилам и проектируется на основе:

-реализуемой в детском саду основной общеобразовательной программы;

-требований нормативных документов;

-материальных и архитектурно-пространственных условий;

-предпочтений и уровня развития детей;

-общих принципов построения предметно-развивающей среды (гибкого зонирования, динамичности-статичности, сочетания привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия, учета гендерных и возрастных различий детей, уважения к потребностям и нуждам ребенка).

Все кабинеты оформлены. Оборудованы групповые комнаты, включающие игровую, познавательную, обеденную зоны. Группы постепенно пополняются современными информационными  стендами, современным оборудованием: игровым,  для организации познавательно-исследовательской деятельности, для восприятия художественной литературы и фольклора,  для элементарного бытового труда, для конструирования из разного материала, для изобразительной, музыкальной и двигательной деятельности.

Предметная среда всех помещений оптимально насыщена (выдержана мера «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности), представляет собой «поисковое поле» для ребенка, стимулирующее процесс его развития и саморазвития, социализации и коррекции. В ДОУ не только уютно, красиво, удобно и комфортно детям, созданная развивающая среда открывает нашим воспитанникам весь спектр возможностей, направляет усилия детей на эффективное использование отдельных ее элементов. Детский сад оснащен  компьютерами, ноутбуками и  проекторами.

Организованная в Учреждении предметно-развивающая среда инициирует познавательную и творческую активность детей, предоставляет ребенку свободу выбора форм активности, обеспечивает содержание разных форм детской деятельности, безопасна и комфорта, соответствует интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка, обеспечивает гармоничное отношение ребенка с окружающим миром.

В течение учебного года в методическом кабинете организуются постоянно действующие выставки новинок методической литературы, тематические и по запросам педагогов,  оформляются стенды с разнообразной информацией.

Для обеспечения педагогического процесса  приобретена методическая и познавательная литература, игры и пособия, осуществлена подписка на периодические издания.

Материально-технические условия позволяют обеспечить достаточный уровень физического, художественно-эстетического, речевого, социально-коммуникативного, познавательного развития детей дошкольного возраста, а также лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. МБДОУ «Первомайский детский сад» имеет в наличии:

  1. 28 групповых блоков, оборудованных в соответствии с возрастными особенностями развития детей для решения образовательных задач и организации всех видов детской деятельности, оснащенных мебелью, игровым оборудованием, игрушками, детской художественной литературой, материалами для организации продуктивной и творческой деятельности;
  2. 3 музыкальных зала, предназначенные для организации работы по музыкально-творческому развитию детей, проведения праздников, развлечений, оборудованных музыкальными инструментами, соответствующей техникой, костюмерной с костюмами;
  3. 3 физкультурных зала для организации физического развития детей, формирования двигательных навыков, развития двигательной активности детей, оснащенные физкультурным оборудованием и атрибутами для организации подвижных игр;
  4. изостудия, предназначенная для организации художественно-эстетической деятельности, способствующей формированию у детей эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности;
  5. 3 кабинета педагога-психолога, предназначенные для организации индивидуальной и подгрупповой работы с детьми по коррекции познавательной, личностной, эмоционально-волевой сферы, имеющие оборудование, предназначенное для снятия эмоционального напряжения, развития зрительно-тактильного восприятия, развития мелкой моторики и психических процессов;
  6. 5 кабинетов учителя-логопеда, оборудованные методической литературой, дидактическими пособиями для организации индивидуальных и подгрупповых коррекционных логопедических занятий с детьми, консультирования родителей; инструментами для постановки звуков (логопедические зонды);
  7. 3 методических кабинета, предназначенных для оказания методической помощи педагогам, организации консультаций, педсоветов, семинаров и других форм повышения педагогического мастерства и оборудованных дидактическими и методическими материалами для организации работы с детьми по различным направлениям;
  8. физкультурные площадки для организации образовательной деятельности по физическому развитию на воздухе;
  9. 28 площадок для организации прогулок с детьми, оснащенных теневыми навесами, игровым оборудованием.

Развивающая среда построена на следующих принципах:
1) насыщенности;
2) трансформируемости;
3) полифункциональности;
4) вариативности;
5) доступности;
6) безопасности.

В настоящее время в ДОУ произошла частично модернизация материально-технической базы.

Таким образом, в детском саду созданы необходимые условия для организации образовательного процесса и всестороннего развития личности дошкольников, а также лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Предметно-развивающая среда обеспечивает возможность организации разнообразных видов детской деятельности по интересам, однако необходимо и дальше пополнять среду развивающим материалом, пособиями, оборудованием.

Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Территория, прилегающая к зданию МБДОУ «Первомайский детский сад» и его филиалов условно доступна для всех категорий инвалидов. Вход на территорию не оборудован доступными элементами информации об Учреждении. Нет оборудованной для инвалидов автостоянки.

Вход в здание МБДОУ «Первомайский детский сад» и его филиалов условно доступен для всех, кроме инвалидов, передвигающихся на колясках. Отсутствуют пандусы и подъемные устройства со специальными ограждениями и тактильными направляющими для лиц с нарушениями зрения, информационным табло для лиц с нарушениями слуха.

Отсутствует возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги. Лестницы не оборудованы пандусами или другими подъемными устройствами. Нет специальных направляющих, перил, знаков, указателей для самостоятельного передвижения незрячих.

Отсутствует специально оборудованное помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, не установлена специальная звукоусиливающая аппаратура. Зоны целевого назначения, в данном случае это помещения для групповых занятий, актовые залы, спортзалы, находятся в условной доступности для всех категорий инвалидов.

Санитарно-гигиенические помещения не доступны для инвалидов. Нет специально оборудованной универсальной кабины. Нет стационарных, откидных, опорных поручней.

Запасные выходы условно доступны для всех, кроме инвалидов, передвигающихся на колясках.

Организация процесса питания

В МБДОУ «Первомайский детский сад» и его филиалах организовано 4-х разовое питание на основе десятидневного меню, согласованное с ТО Роспотребнадзор. В меню представлены разнообразные блюда, исключены их повторы. При составлении меню соблюдаются требования нормативов калорийности питания. Постоянно проводится витаминизация третьего блюда.
При поставке продуктов строго отслеживается наличие сертификатов качества.
Контроль за организацией питания осуществляется заведующим МБДОУ «Первомайский детский сад», медицинской сестрой. В ДОУ имеется вся необходимая документация по организации детского питания. На каждый день пишется меню-раскладка.
Дети в МБДОУ «Первомайский детский сад»   обеспечены полноценным сбалансированным питанием. Правильно организованное питание в значительной мере гарантирует нормальный рост и развитие детского организма и создает оптимальное условие для нервно-психического и умственного развития ребенка.

В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» гарантируется общедоступность и бесплатность на образование в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
100% детей, посещающих дошкольное учреждение, обучаются по основной образовательной программе дошкольного образования за счет средств местного бюджета, 25% детей обучаются по дополнительным образовательным программам (получают дополнительные платные образовательные услуги) за счет средств физических лиц (родителей (законных представителей).
Родителями вносится оплата за присмотр и уход, осуществляемый за детьми в дошкольном учреждении. Размер платы устанавливается Учредителем.

Постановление Администрации Первомайского района Тамбовской области от 06.04.2015 №364 «О внесении изменений в постановление администрации района от 29.11.2013 №1663 «О порядке расчета и установлении размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательную программу дошкольного образования в учреждениях Первомайского района, осуществляющих образовательную деятельность»

Условия для детей с ограниченными возможностями здоровья

Одно из направлений работы детского сада – это комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, направленное на обеспечение условий для удовлетворения потребности личности ребёнка, его социализацию в среду здоровых сверстников, интересы и запросы родителей. Задачи детского сада в этой работе: развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных возможностей); проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми; оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка.

В ДОУ разработана психолого-медико-педагогическая модель  сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ, в основе которой лежит непрерывная коррекционно-развивающая работа.

На данный момент  в учреждении разработаны:
адаптированная образовательная программа  дошкольного образования для детей с ОВЗ;
– на  каждого ребенка с ОВЗ разработан индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут в соответствии с его индивидуальными и возрастными особенностями.

Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка.

Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность. Поэтому одним  из немаловажных  условий является широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы с детьми: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

Также в работе используются методы и приёмы, направленные на формирование активной позиции у самого ребёнка. Взаимодействие с ним, а не воздействие на него становится основным принципом его развития. Мы обеспечиваем детям посто­янное стимулирование познава­тельной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру.

Качественное предоставление образовательной услуги и создание оптимальных условий для детей с ОВЗ невозможно представить без участия родителей. Роль родителя незаменима: он лучше других знает своего ребёнка, знаком с его поведением в различных ситуациях, имеет с ним эмоциональную связь, которая облегчает понимание. Именно родитель является лучшим «экспертом» по своему ребёнку. Сопровождая ребёнка в его созревании и сотрудничая со специалистами, родитель часто становится главным координатором в оказании помощи ребёнку. Основой сотрудничества родителей и специалистов становится сосредоточение внимания на общих целях и выполнение задач при взаимной поддержке. Взаимодействие с семьёй в целом, а не только с ребёнком, является важным условием успешной работы команды педагогов и родителей. Во время работы с семьёй важно учитывать индивидуальные особенности каждого участника взаимодействия: ребёнка, родителя, близкого взрослого.

Первичные приёмы, консультации, развивающие занятия осуществляются в комфортной для семьи обстановке, чтобы снизить уровень тревожности и внутреннего напряжения родителей. Активное участие семьи в реализации адаптированной образовательной программы  дошкольного образования способствует тому, что родители конструктивно решают вопросы обучения и воспитания ребёнка.

На базе филиала «Дружба» МБДОУ «Первомайский детский сад»  функционирует  Консультационный центр по оказанию методической, диагностической и консультативной помощи семьям, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования.

Такая форма работы особенно важна для семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ОВЗ, так как дает им возможность получить наиболее полную информацию по интересующим их проблемам и научиться навыкам совместных действий.

После проведенных консультаций родители дают положительную оценку работе Консультационного центра, отмечают его важность в выработке единых требований при воспитании ребенка со стороны всех членов семьи, придают высокое значение полученным знаниям для формирования их педагогической культуры.

На базе филиала «Дружба» МБДОУ «Первомайский детский сад» создано структурное подразделение «Лекотека» для оказания комплекса услуг семьям и детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам.

Основной целью работы является обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности детей и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям).

Основные задачи деятельности:

  • обеспечение доступности дошкольного образования;
  • психолого-педагогическое обследование детей от 2 месяцев до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (с письменного согласия родителей (законных представителей));
  • разработка и реализация индивидуально-ориентированной программы работы с семьей, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей ребенка;
  • проведение профилактических и коррекционных индивидуальных и групповых занятий с детьми и родителями (законными представителями);
  • обучение родителей (законных представителей) и воспитателей методам игрового взаимодействия с детьми;
  • подбор индивидуальных техник формирования предпосылок учеб­ной деятельности ребенка;
  • помощь родителям (законным представителям) в подборе соответствующих средств общения с ребенком;
  • оказание психологической консультативной помощи семьям, посещающим Лекотеку на базе образовательного учреждения.

Достижение цели и задач происходит в условиях индивидуальных и фронтальных занятий  командой специалистов, в которую включены:  педагог-психолог, учитель-логопед, руководитель структурного подразделения.

В соответствии с выделенными целью, задачами, условиями сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов и их семей осуществляется по следующим направлениям:

Психологическое консультирование. Предполагает оказание психологической помощи участникам образовательного процесса в форме индивидуальных и групповых бесед в самопознании личности, формировании адекватной самооценки, адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию.

Диагностический игровой сеанс. Включает мониторинг уровня развития ребёнка, который осуществляется в игровой форме.

Результаты анализа диагностических сеансов отражаются в заключениях по результатам обследования детей. На основании полученных данных заполняются протоколы обследования детей.

Игровой сеанс. Предполагает использование игровой терапии. Во время игрового сеанса специалисты последовательно и терпеливо оказывают ребёнку помощь в поиске самого себя, помогают ему творчески и ответственно подходить к использованию своих способностей и возможностей

Игровые индивидуальные сеансы проводятся в присутствии родителей (законных представителей) для того, чтобы обеспечить ребёнку комфортную, безопасную обстановку, адаптировать его к новой деятельности; чтобы родители усваивали правильный стиль общения с ребёнком, осваивали основные приёмы работы для самостоятельного проведения занятий дома. Групповая работа направлена на социализацию детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Таким образом, на основе мониторинга и анализа проблем ребенка определяется индивидуальный маршрут воспитания и обучения каждого ребенка, совместно с родителями (законными представителями) составлены индивидуально-ориентированные программы сопровождения семьи. Оказывая психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, специалисты используют приёмы и методы, способствующие развитию личности ребёнка.

Занятия проходят в непосредственном взаимодействии «ребёнок — специалист — родитель», что позволяет обучать родителей (законных представителей) методам игрового взаимодействия. Под взаимодействием ребёнка, родителей, специалистов, нами понимается не только восприятие, понимание, контроль, поддержка, дополнение, влияние их друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, позволяющая реализовать общую цель деятельности по социализации и развитию личности ребенка.

Развитие личности ребенка-инвалида и детей с ограниченными возможностями здоровья немыслимо без осуществления образовательной интеграции со здоровыми детьми.

Дети, обучающиеся в Лекотеке, становятся участниками  развлечений, праздников, конкурсов и концертов, что позволяет сократить эмоциональную дистанцию между  детьми. Главным стимулом развития, на наш взгляд, становятся обычные дети.

Лекотека является прекрасным средством формирования у здоровых детей терпимости, развития эмпатии, понимания того, что есть разные люди и некоторым из них необходимо больше внимания и заботы.

С детьми-инвалидами старшего дошкольного возраста, не посещаю­щими группы полного дня дошкольного образовательного учреждения, орга­низуется индивидуальная работа по формированию предпосылок учебной деятельности, и совместно со здоровыми детьми они посещают социально-психологический тренинг, направленный на развитие эмоциональной сферы, формирование адекватного самовосприятия, обучение конструктивным формам общения со сверстниками.

С целью создания оптимальных условий для успешной реализации образовательных программ дошкольного образования для детей с ОВЗ, в соответствии с ФГОС ДО необходимо иметь профессиональные кадры.

В связи с этим в ДОУ созданы необходимые условия для профессионального роста сотрудников: составлен план повышения квалификации педагогических работников, план аттестации педагогических кадров.

Ежегодно педагоги повышают уровень своего профессионального мастерства посредством самообразования, участия в работе методических объединений.

Педагоги принимают активное участие в методической деятельности: научно-практических конференциях, семинарах, мастер-классах. Участие в мероприятиях подтверждается сертификатами, дипломами, справками, благодарностями.

Сохранение и укрепление здоровья детей

Одно из основных направлений физкультурно-оздоровительной работы МБДОУ «Первомайский детский сад» и его филиалов – это создание оптимальных условий для целесообразной двигательной активности детей, формирование у них необходимых двигательных умений и навыков, а также воспитание положительного отношения и потребности к физическим упражнениям.

Для всех возрастных групп разработан режим дня с учётом возрастных особенностей детей и специфики сезона (на тёплый и холодный период года). Для детей раннего возраста, впервые посещающих ДОУ, создан специальный адаптационный режим. Также имеется гибкий и двигательный режим дня на холодный период года.

Изучение состояния физического здоровья детей осуществляется инструктором по физическому воспитанию, медицинской сестрой. Медицинский блок  включает в себя  медицинский, процедурный кабинет, которые оснащены необходимым медицинским инструментарием.

Для занятий с детьми в зале имеется необходимое оборудование, а  в группах имеются спортивные уголки. В реализации  физкультурных занятий реализуется индивидуальный подход к детям, педагоги следят за самочувствием каждого ребенка, стремятся пробудить у детей интерес  к занятиям, используя игровые образы.  В течение года систематически проводятся в детском саду:

– утренняя  гимнастика в зале и на улице,
– регламентированная образовательная деятельность,
– активный отдых,
– воздушные и солнечные ванны,
– спортивные праздники, развлечения.

Обязательно в режим дня каждой возрастной группы входят закаливающие мероприятия:

  • чесночно-луковая ионизация воздуха;
  • гимнастика пробуждения;
  • самомассаж;
  • закаливание по Рижскому методу;
  • обширное умывание;
  • закаливающее дыхание;
  • полоскание полости рта после каждого приема пищи;
  • формирование правильной осанки;
  • коррекция одежды.

МБДОУ «Первомайский детский сад»  сотрудничает с ТОГБУЗ «Первомайская ЦРБ». Такое взаимодействие помогает выявить и предупредить различные заболевания, оказать своевременную помощь детям.

Положение о порядке доступа педагогических работников к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, электронным образовательным ресурсам, а также наличие специальных технических средств обучения, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрены.

Предоставление стипендий и иных видов материальной поддержки не оказывается.

Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья МБДОУ “Первомайский детский сад” не имеет.

Президент России Росконкурс Управление образования и науки Тамбовской области Министерство образования и науки Российской Федерации Роскомнадзор Единый портал государственных и муниципальных услуг
Тамбовский портал государственных и муниципальных услуг сайт ГТО Российское образование Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Powered by WordPress and Bootstrap4